kantrium.com | MySuomi.com | vivaspb.com | finntalk.com

Крестьянская телега

on 30 Январь 2012.

00
   Представляю Вам обзор по изготовлению телеги. Телега обычная крестьянская, не привязанная к какому-то определенному периоду или народу. Телега представлена в том виде, как я ее сам изготавливал. Конечно, каждый моделист может сделать так, как сам захочет, но мой обзор, надеюсь, поможет Вам избежать тех трудностей, которые встречаются на пути изготовления телеги. Большая часть обзора будет посвящена изготовлению колес телеги, так как, на мой взгляд, это самая сложная часть всего процесса.

   Для изготовления Вам потребуется:
— компьютер;
— программа Corel Draw;
— принтер с тонкой бумагой для фотопечати на струйном принтере;
— остро заточенный карандаш (желательно ТМ);
— рейка из жесткой древесины (бук, дуб) круглая d=6 мм (но я в данном случае использовал карандаш фирмы KOH-I-NOR с ластиком — у него со стороны ластика на 1/5 составляет чистая древесина без грифеля);
— шашлычные палочки;
— зубочистки;
— рейки сечением 2х5 мм;
— клей ПВА, суперклей;
— кусок жести (в данном случае использовалась полиграфическая форма);
— ножницы;
кусочки литника;
— набор надфилей;
— желательно точило с камнями мелкой зернистости;
— скальпели;
— набор свёрл;
— микродрель;
— наждачная бумага;
— огромное желание, усердие и усидчивость! =)

01
   В Corel Draw вычерчиваем контур колеса подетально того размера, который Вам нужен. Сейчас мы рассматриваем колесо d=32 мм. Красными линиями показано разделение отдельного звена, по которому будем размечать обод колеса.


Крестьянская телега

   Выпиливаем из дощечки (толщиной 10 мм) прямоугольник или квадрат размером чуть больше колеса на 1,5 см с каждой стороны. Он послужит в качестве верстака для дальнейшего изготовления и сборки колеса. В самом центре высверливаем отверстие точного диаметра, какого у Вас будет ступица колеса. Высверлить лучше диаметром поменьше, а затем аккуратно доработать надфилем, чтобы отверстие было гладким, без задиров и щепок. Берем распечатку и не спеша аккуратно скальпелем вырезаем место, где обозначена ступица колеса.


03

   После чего наклеиваем распечатку на дощечку так, чтобы отверстия четко совпадали. Обязательно надо соблюдать, что бы две вертикальных спицы колеса должны быть параллельными к боковым сторонам дощечки и перпендикулярны к верхней и нижней.


04

   Затем не забудьте проклеить уголочки, чтобы они Вам не мешали и не цеплялись во врем работы.


05

   Берем карандаш, с которого снимаем ластик, и на точиле обтачиваем окружность до необходимого диаметра ступицы колеса. Во время стачивания постоянно примеряйте диаметр на вашем верстаке. Он должен проходить плотно, держаться, не болтаясь. Затем отмеряем нужную длину ступицы колеса и аккуратно отрезаем. С карандаша получаем да 3-х ступиц. Я советую точилом не увлекаться, а при необходимости лучше довести диаметр карандаша надфилем.


06

   Как правило, у колес телеги было по 10 спиц, так же будет и у нас на колесе. Берем ступицу и циркулем отмечаем середину по окружности.


07

   Затем вставляем эту ступицу в верстак до этой отметки так, чтобы ее было видно. Остро заточенным карандашом ставим метки точно напротив каждой спицы.


08

   Вытаскиваем ступицу из верстака и точно такую же процедуру повторяем с остальными. Берем ступицу в руки и высверливаем все 10 отверстий сверлом d=0,5 мм. Меняем сверло на d=1,5 мм и повторяем процедуру. Туже самую работу повторяем и с другими ступицами. Будьте внимательны и осторожны, сверло обязательно держите строго перпендикулярно к ступице и сверлить до середины ее. После прогона более крупным сверлом все отверстия должны прилегать друг к другу равномерно и по центру, который Вы отчертили циркулем.


09

   Берем зубочистки и равномерно надфилем стачиваем до прямоугольного вида, стараясь не оставлять углы острыми, они должны быть немного закругленными.


10

   Щипчиками откусываем острые края и с одного края стачиваем кончик такой длины и диаметра, что бы зашел в ступицу.


11

   Таким образом, мы готовим по 10 спиц к каждому колесу и вставляем их в ступицу, при необходимости подгоняя каждый. Затем вытаскиваем по одной спице, окунаем кончик в клей ПВА и вставляем обратно. После того, как все спицы проклеим, вставляем ступицу в верстак и аккуратно по чертежу выравниваем все спицы. Следите за тем, что бы ступица не была искривлена и спицы должны быть к ней перпендикулярны.


12

   Когда все выровните, снимите заготовку колеса с верстака, что бы оно к нему не приклеилось. В тех местах, где ПВА вытек, зубочисткой разравниваем и промазываем ступицу вокруг спиц.


13

   Вытираем клей на верстаке и даем колесу просохнуть в течение 1 ч. Повторяем вышеуказанную процедуру с другими колесами. Когда колеса просохнут, вставляем заготовку в верстак и совмещаем спицы с чертежом.
Нанесем карандашом метку не верхней спице колеса и на верхней части шаблона верстака, для точности совмещения и удобной сборки колеса. Берем остро заточенный карандаш и на каждой спице наносим метки. Одна на краю обода изнутри, вторая по середине толщины обода колеса.


14

   Вынимаем колесо, острыми щипцами или скальпелем отрезаем по крайней метке конец спицы...


15

   ...и вытачиваем по второй метке, как мы делали ранее.


16

   Но постоянно при этом примеряя спицы колеса по шаблону на верстаке.


17

   Будьте внимательны, если зарежем кончик спицы, то придется переделывать всю спицу целиком. Таким образом, подготавливаем все колеса.
   Приступаем к изготовлению обода колеса. Берем рейку сечением 2х5 мм, длиной около 30 см. Прикладываем рейку к шаблону, четко придерживаясь границы внутренней части обода...


18

   ...и помечаем места срезов острым карандашом.


19

   Отрезаем немного с припуском, а затем надфилем подгоняем в размер, не забывая постоянно сверяться с шаблоном. Деталь не должна выходить за красные метки и не должна быть меньше их.


20

   Вставляем заготовку колеса в верстак, совместив спицы с шаблоном, не забыв о метках, которые мы нанесли на ступицу и шаблон.
   Кладем деталь обода к концу спицы и помечаем карандашом место соприкосновения со спицей для высверливания.


21

   Следите за тем, что бы деталь обода лежала на шаблоне строго по центру и перпендикулярно к спице, иначе вы не сможете собрать остальные части обода. Карандашом помечаем на спице место будущего сверления, где вы уже метили касания спицы, оно должно быть строго по середине толщины и в том месте, где вы помечали. Берем сверло диаметром 1 мм и высверливаем отверстие глубиной 2/3 толщины обода. Сверло держите строго перпендикулярно к деталям обода.
   Затем берем зубной бур и растачиваем отверстие на больший диаметр.


22

   Большим сверлом растачивать не рекомендую, т. к. вы можете попортить стенки обода, они и без того тонкие. Если у кого нет возможности достать зубной бур, можно использовать круглый надфиль, предварительно отломив кончик до нужного диаметра. Начинайте изготавливать обод с верхней спицы, которая помечена вместе с шаблоном, это вам облегчит дальнейшее изготовление, и продолжайте по часовой стрелке или наоборот, кому как удобней. Затем надеваем просверленную часть обода на спицу и временно вынимаем из верстака заготовку колеса. Берем рейку, накладываем на следующую часть рисунка и проделываем вышеописанную процедуру.
   Таким образом изготавливаем все оставшиеся детали обода колеса. Каждая новая деталь обода после высверливания надевается на спицу колеса и оставляется. Когда все детали обода будут готовы, вставляем заготовку колеса в верстак, совместив метки на спице и верстаке. Снимаем первую часть обода, смазываем клеем ПВА высверленное отверстие и надеваем обратно на спицу, обязательно выравнивая при этом деталь по рисунку шаблона.
   Эту процедуру повторяем со всеми остальными частями обода.


23

   После того, как мы проклеим части ободов на всех колесах, оставляем их просушиваться.
   Приступаем к проклейке частей обода. Аккуратно раздвигаем две части и промазываем клеем ПВА.


24

   Таким образом проклеиваем все колесо, после чего кладем на просушку. Эту процедуру повторяем с остальными колесами. При проклеивании частей обода, обязательно совмещайте обе части ровно, без искривлений.
   Берем тонкий, но плотный картон. Циркулем чертим две окружности. Первая, внутренняя — это диаметр ступицы колеса. Вторая окружность, внешняя — это диаметр самого колеса. Чертим шаблоны колеса в двух экземплярах.


25

   Затем скальпелем вырезаем то, что начертили. Внутренний вырезанный диаметр должен плотно насаживаться на ступицу колеса.
   Внешний диаметр стараемся вырезать точно по линии.


26

   Надеваем вырезанные кружки на колесо с двух сторон.


27

   Они послужат нам как шаблон колеса и в качестве двухстороннего прижима. Берем точило и аккуратно, не спеша, стачиваем выходящий за шаблон обод колеса.


28

   Будьте внимательны, стачивайте понемногу, равномерно. Держите колесо строго перпендикулярно к точилу. При необходимости доработайте надфилем или шкуркой.
   Далее снимаем шаблоны и смотрим, если всё сделали правильно, обод должен получиться ровный.


29

   Если на краях после расточки остались заусенцы, снимите их шкуркой.
   Высверливаем сверлом d=1,5 мм отверстие в ступице колеса четко посередине.


30

   Вставляем тыльной стороной сверло в просверленное отверстие, оно послужит в качестве опоры. Плоским надфилем аккуратно вытачиваем с одного края ступицы желоб, должно получиться небольшое сужение на краю ступицы.


31

   Точно так же вытачиваем с другой стороны. Берем скальпель и наносим насечки на торцы ступицы, придаем некую естественность древесине.


33

   Из жести отрезаем несколько полосок, равных по ширине обода колеса, где-то около 2-х мм. И делаем заготовки. Место стыка полоски жести будет нижней частью колеса. Берем заготовку полоски длиной приблизительно 6 см и через каждые 8–10 мм высверливаем отверстия d=0,8 мм.


32

   Сначала приклеиваем кончик полоски. Затем проклеиваем полоску по всему колесу.


34

   Высверливаем сверлом d=0,8 мм пять отверстий на ободе колеса, они получатся ровно через звено. Высверливать осторожно и точно в стыке двух частей обода.


35

   Сверлом d=2 мм снимаем небольшую фаску всех отверстий с наружи обода колеса. Повторяем процедуру на всех колесах.


36

   Берем кусок литника, подогреваем и растягиваем до такого размера, чтобы он смог пройти в высверленные отверстия в полосках и колесе, диаметром около 0,8 мм.


37

   Далее разрезаем растянутый литник на равные части длиной около 8–10 мм. Берем откусанный кусочек литника, вставляем в отверстие на колесе так, чтобы снаружи осталось около 1 мм. Берем зажигалку и оплавляем этот кончик. Должна получиться маленькая, полукруглая шляпка.


38

   Повторяем процедуру со всеми кусочками литника, их должно получится не менее 20 шт. Затем взять заготовку просверленной жестяной полоски, вставить в отверстие вышеописанную шпильку из литника со шляпкой и пинцетом продеть в отверстие колеса изнутри, предварительно смазав это место суперклеем.


39

   Выравниваем жестяную полоску, пока клей не схватился, и тут же натягиваем шпильку с наружной стороны колеса.


40

   Отрезаем щипцами кончик литника так, что бы осталось около 1 мм и заплавляем зажигалкой. После чего аккуратно стачиваем надфилем шляпку. Затем щипцами откусываем концы полосок с обеих сторон так, что бы осталось от колеса по 1 мм.


41

   После чего эти концы загибаем.


42

   Тоже самое повторяем на всех колесах.
   По завершении установки всех скоб на колеса, обрамляем ступицы колес теми же полосками, что и обод. Не забывая при этом учитывать то, что начало полоски и конец должны совпадать со стыком наружного обода колеса.


43

   Также обрамляем и узкую часть ступицы колеса.


44

   Обе эти процедуры повторяем на всех колесах. Затем берем ту же жесть, из которой делали полоски, и вырезаем шайбы на ступицы колеса, их должно быть четыре.


45

   Приступаем к изготовлению передка телеги. Отрезаем две заготовки квадратной рейки сечением около 4 мм длиной 58 мм. Отмечаем карандашом с обоих концов по 13 мм.


46

   Аккуратно стачиваем концы до круглого состояния, такого диаметра, чтобы можно было свободно надеть колесо.


47

   Изготавливаем две таких заготовки, для передка и задка. Для большей естественности можно пройтись по углам брусочка передка и задка надфилем или на точиле.


48

   Начнем с передка. Приклеиваем на ось еще один брусочек, который также обрабатываем под естественно — битый брус, после чего обрамляем их стремянками, которые можно сделать из проволоки d=0,8 мм.


49

   Далее надеваем колеса и карандашом помечаем места, для отверстий.


50

   В эти отверстия будем вставлять деревянные клинышки, что бы не слетало колесо.


51

   Внимание, отверстия должны быть вертикальными, по отношению к передку. Клинышки можно изготовить из зубочисток. Затем снимаем колеса, чтобы не мешали, высверливаем отверстие четко по середине сверлом d=1 мм и вставляем в это отверстие штырек из зубочистки, который послужит для оси поворота передка.


52

   Теперь делаем поворотный ограничитель, который не дает передку повернуть больше чем надо. Берем зубочистку или шашлычную палочку и затачиваем до прямоугольного состояния. Отрезаем два отрезка по 23 мм. и на кончиках, только с одной стороны, делаем круглые утоньшения для стыковки с передком, их размеры d=1 мм, длина 2 мм. Сверлом d=1 мм высверливаем в передке с внутренней стороны телеги два отверстия четко между брусочками. Расстояние между отверстиями должно быть около 8 мм. Высверливать надо под углом около 30 градусов, немного сместить вправо по отношению к оси поворота.


53

   А если смотреть с боку оси телеги, то планки должны стоять горизонтально.


54

   Делаем дугообразную планку и приклеиваем ее к ограничителям поворота сверху.


55

   После на эту дугообразную планку наклеить жестяную полоску по профилю планки так, чтобы кончики выступали на 1 мм и были загнуты.


56

   Задок изначально изготавливаем точно так же, как и передок, только не ставим ограничитель поворота, а добавляем дополнительный брусочек, длиной около 34 мм. Он ставится поверх двух и в нем высверливается посередине отверстие d=1,5 мм.


57

   Следующим этапом будет изготовление дышла телеги, с помощью которого скрепляются передок и задок. Берем брусочек такой же длины, как и верхний у задка и высверливаем четко по середине отверстие, точно такого же диаметра, как и штырек на верхней части передка. Насаживаем его на передок и аккуратно высверливаем второе отверстие d= 1,5 мм под дышло с левой стороны от шпильки, если смотреть с передней части передка.


58

   Далее из шашлычной палочки делаем само дышло, длина дышла зависит от длины Вашей телеги. С двух сторон дышла делаем утоньшения d=1,5 мм и длиной чуть больше толщины Ваших брусочков, т. е. около 6 мм. В передней части дышла, на расстоянии от края в 22 мм вставляем кусочек металлической проволоки длиной около 12 мм и d=1 мм, это у нас будет тормозок поворота.


59

   Теперь изготовим крепление передка с оглоблями. Оглобли изготавливаем из шашлычных палочек длиной около 10 см. Далее возьмем медную проволоку d=0,8 мм и сделаем четыре крючочка.


60

   Два крючочка вставляем в торцы оглоблей и два в ось предка.


61

   Приступаем к изготовлению грузовой части телеги. Для этого потребуются шашлычные палочки, шпон 0,8х4 мм, капроновая нить (гладкая без ворса) и клей ПВА. В этом этапе расскажу только об отдельных узлах, так как верхняя часть телеги может быть разнообразна и моделисты могут воспользоваться своей фантазией, различной информацией и фотографиями. Склеиваем каркас так, чтобы короткие отрезки находились внутри.


62

   Склеиваем верхний каркас, так же как и нижний, что бы короткие отрезки находились внутри.


63

   Приступаем к склеиванию вертикальных стоек. Распределяем их по окружности нижнего каркаса и начинаем приклеивать от середины в шахматном порядке.


64

   Чтобы стойка не падала, ее можно чем ни будь подпереть. Обязательно во время приклеивания примеряйте к стойкам верхнюю часть каркаса. Стойки должны совпадать с контуром верхнего каркаса с нижней его частью, чуть ближе к центру.


65

   Когда все стойки будут приклеены и просушены, можно наклеивать к стойкам верхний каркас. После просушки приклеиваем полоски шпона к днищу и боковым частям телеги. Теперь займемся перегородкой и посадочного места «водителя кобылы». Приклеиваем кусочки шашлычной палочки в виде креста и обклеим изнутри дранкой.


66

   Берем рейку 2х4 мм и отрезаем полоску, это будет сиденье возничего. Далее высверливаем отверстия, показанные на фото выше.


67

   Продеваем капроновый шнур так, как показано на фото и в конце процедуры откусываем излишки.


68

Чтобы грузовая часть телеги выглядела более или менее естественно пройдемся по каркасу скальпелем или надфилем. Брусья должны быть как бы побитые и обтесанные, ведь жерди обтесывали топором. И в завершении все, что сделали, собираем воедино.

00
   Подводя итоги проделанного, хочу сказать, что данная телега рассчитана на широкий круг моделистов. Надеюсь, что мои описания и фотографии вполне доступны каждому, кто захочет ее собрать. Конечно, руководствуясь точными чертежами, сборка телеги будет более точная к оригиналу. Данная статья направлена на исправление ошибок при сборке отдельных элементов. Если у кого появятся вопросы, меня можно найти по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или в ICQ 255039404.

Автор: Беззубов Юрий (Doka)